У наших соседей. И да, я без восторгов оцениваю творчество и политическую деятельность автора. Но: ХУДРУКА СНЯЛИ ЗА ПОДДЕРЖКУ СВО
Недавно мы узнали удивительную весть.
На второй год СВО и на девятый год донбасской войны в России будет поставлен первый полноценный спектакль о происходящем.
Пусть не в Москве. В городе Чайковском. Но как же это всё-таки было радостно. Хоть кто-то решился. Хоть кто-то услышал просьбу президента к представителям культуры поддержать нашу армию, наших бойцов, наших добровольцев.
Спектакль, называвшийся «Смерти нет», был создан на основе военных очерков наших современных военкоров, на военных стихах наших современных поэтов, военных песнях наших музыкантов.
Когда появилась эта новость, многие писали в комментариях: вот видите, всё начало меняться. Хотя бы спустя год — но всё-таки случилась первая ласточка, значит, и в Москве однажды случится такое, и в других городах.
Но все мы оказались слишком оптимистичны.
Рассказывает художественной руководитель МБУИ «Чайковский театр драмы и комедии» и режиссёр данного спектакля Александр Николаевич Борисов.
«К 5 мая Чайковский театр драмы и комедии должен был выпустить премьеру спектакля о Великой Отечественной войне и событиях на Украине с 2014 года.
В основу драматургического материала легли рассказы Дмитрия Стешина из книги «Коротко и жутко» и проза Захара Прилепина (выражаю им огромную признательность), которые не только разрешили театру использовать свои тексты, но и сделали анонс будущего спектакля.
Благодарю поэтов Анну Долгареву, Игоря Караулова и Дмитрия Мельникова за разрешение использовать в спектакле их стихи. Низкий поклон группе 25/17, Алексею Поддубному (Джанго), Ричарду Семашкову (РИЧ) за их творчество и за содействие.
Ещё раз спасибо. И извините. Ничего не будет.
Почему?
Вчера получил уведомление о прекращении со мной трудовых отношений. (Уволен по 278-й статье — без объяснения причин.)
Конечно, в устной форме мне проговорили в управлении культуры, что причина увольнения — в заявлениях об уходе от пяти артистов театра».
Мы поясним прямым текстом: актёры ушли в знак протеста. Они посчитали, что такой спектакль недопустим.
Продолжает Александр Борисов:
«Мне было известно отношение этих актёров к войне на Украине. Известно ещё по прошлому году, когда мы начали разминать «Дни Турбиных» (прямые параллели булгаковской истории с событиями на Украине очевидны). Всё тогда стало понятно. Общее настроение в труппе, можно сказать, стало понятно. В октябре один «испуганный патриот» покинул Россию и театр в период мобилизации. Интересное было время. Каюсь, я тогда многих прикрыл — репертуар полетит и т. д.».
Вернёмся в наши дни. Могу ошибаться в оценке ситуации, но для меня она выглядит так. Артисты-нетвойнисты-пацифисты пишут заявления. Артисты они не последние — за ними подтягиваются ещё люди.
Самое интересное, что администрация поддерживает нетвойнистов, а не нового руководителя, который затеял постановку спектакля по современной прозе.
И горькое резюме режиссёра:
«Своих взглядов не скрываю с 2014 года. Непопулярны они были тогда, когда вернулся из Донецка в Москву, отказался играть в спектакле по пьесе госпожи Улицкой и меня попросили написать заявление. Ну бывает... В театральной среде у нас так. Но теперь вроде не 2014-й. Страна воюет. А администрация поддерживает нетвойнистов, которые после моего ухода вернутся на свои места. Сказать, что я удивлён? Нет, не удивлён. Обидно? Да. За ребят, которые вернутся — а у нас всё то же самое. В общем, проиграл я свой «культурный» фронт. Простите.
По всем фронтам проиграл».
Судя по всему, рокировка с худруком Борисовым приведёт к тому, что на его место сядет человек правильных идеологических убеждений.
Что сказать?
Проиграли и проигрываем мы все.
Это вот и есть наша страна сегодня. В этой истории, как в капле воды, отражена ситуация в российской культуре.
Недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Сергеевич Песков сказал, что практика доносов на артистов-нетвойнистов неприемлема. Сложно спорить. Доносы и вообще давление на творческих людей, а тем более увольнения по идеологическим причинам — неприемлемы.
Пусть только Дмитрий Сергеевич и эту историю прокомментирует.
Ну или хоть кто-то пусть прокомментирует.
Или здесь всё нормально?
Одна цифра напоследок. В Москве 65 театров. Готовится ли хоть в одном спектакль по этой тематике?
Нет.
Почему?
А вот потому.
Сожрут и режиссёра, и артистов, которые решатся в «таком» играть.
Правда, в этом случае давление на постановщиков уже не будет считаться «доносительством» или чем-то подобным.
Это уже будет «гражданской позицией людей, которые рискнули поднять голову в годы деспотии и мракобесия».
Переводя на русский язык: гражданской позицией тех людей, которые, как и прежде, контролируют здесь всё.
Они и есть наше «гражданское общество». А мы у них в гостях.